Биоархитектурные композиции как элемент реализации экологического проекта муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Оленёнок» села Тавайваам»

Древние люди говорили: «Убедить своих учеников может только глубоко убеждённый в чём-либо учитель». Мы убеждены: необходимо окружить ребёнка красотой, чтобы он проникся мыслью о том, что важно не только видеть красоту, сохранять её, но и творить её вокруг себя.
В детском саду ребёнок проводит большую часть своего времени. От того, насколько детский сад будет ухоженный, красивый, периодически обновляющийся, зависят результаты воспитания дошкольников. Стратегия развития нашего дошкольного образовательного учреждения привела к необходимости создания красивой, уютной, комфортной среды. Работу над её созданием мы осуществляем в рамках экологического проекта «Там на неведомых дорожках», позволяющего нам решать педагогические и образовательные задачи.
Все, наверное, согласятся, как трудно педагогам создать «из ничего» и практически без финансовых вложений что-то интересное и забавное на игровых площадках. Так, для обогащения и совершенствования предметно-развивающей среды на территории детского сада, мы решили широко использовать различные биоархитектурные композиции.
Процесс реализации проекта в жизнь состоял из нескольких этапов. Педагоги вместе с детьми рассматривали альбомы, журналы с изображением биоархитектурных композиций, клумб, выбирали понравившихся персонажей, изготовили макет территории детского сада с будущими объектами экологической тропинки. В ходе чтения художественной литературы, бесед, непосредственно образовательной деятельности на темы «Лето», «Цветы и кустарники родного края», дошкольники узнали о разнообразии растительного и животного мира, особенностях некоторых цветов. Был подготовлен посадочный материал, семена гороха, укропа, петрушки, выращена рассада бархатцев. Трудовая деятельность предусматривала ознакомление с инвентарём и условиями труда на грядках, клумбах. Был подготовлен участок для формирования клумб, грядки - к посадке семян, поливалась и рыхлилась почва. В ходе исследовательской деятельности с детьми проводилось наблюдение за ростом и развитием растений на окне в рамках реализации проекта «Окно радости», грядках, природными явлениями (дождём, солнцем, ветром, радугой), ставились опыты с водой, песком, камнями, почвой.
Чтобы заинтересовать родителей и привлечь их внимание к оказанию посильной помощи детскому саду, мы регулярно демонстрируем успехи детей в различных видах деятельности, фотогалереях, выставках, акциях.  Такая форма работы очень эффективна и приносит свои результаты. Родители с удовольствием принимают участие в образовательном процессе.
Создать красоту собственными руками не каждому под силу. Казалось бы, что необычного можно сделать из старых шин, пластиковых бутылок, старых тазиков, пеньков и камней? Оказывается много, даже настоящую сказку.
Альпийскую горку каменной конструкции охраняет шустрый евражка, на камнях расположились божьи коровки, пчелки, бабочки и красивые цветы, дети ухаживают за ними и наблюдают за изменениями в природе. Весёлая заячья семейка приглашает посетить огород, для игры они приготовили детям ягоды и разноцветные камушки.
На грядках прижились три весёлых поросёнка,  зеленеет лучок, укроп и дети заботятся о своём урожае. Рядом на пеньке сидит Царевна — лягушка, дети с удовольствием слушают сказку про неё, а она может объяснить, почему у неё на болоте не растут овощи и что нужно делать, чтобы урожай был хорошим.
Белый лебедь из старых шин украшает большой газон, а забавные ёжики из пластиковых бутылок прячутся от дождя под грибками.
А в палисаднике, над кустарниками ивы, ольхи, смородины, рябины летают заботливые пчёлки, детям представляется уникальная возможность сравнить листья растений по форме, размеру, цвету, увидеть их различия в разную пору времён года. Возле палисадника стоит кошкин дом, там уже который год живёт наш славный кот Федот, мы подкармливаем его, а он каждое утро радостно встречает всех, кто приходит к нам в гости.
Ккто не мечтает летом о рыбалке? Вот и у нас возле озера живёт добрый Водяной и весёлый Лесовичок,  а в пруду плавают уточки и рыбки. Эти персонажи очень любят загадывать детям загадки, а рядом на игровой площадке детей могут покатать настоящий корабль пустыни - верблюд, грозный огнедышащий дракон и добродушный африканский жираф. Дружно место занимай, кто быстрее -отгадай! А за ними дружно в ряд вырос наш грибной отряд! Можно их  посчитать и в догонялки поиграть!
Во время  творческого процесса рождаются новые дизайнерские находки, проявляются изобретательские способности не только сотрудников детского сада, но и  детей и их родителей, а главное — у детского сада появляется своя «изюминка», отличающая его от других детских садов, он становится любимым местом для детей.

Потрудились мы на славу!
Вырос целый «Сказка — сад!»
Мы копали, поливали, украшали, наблюдали...
В общем, своему труду, старанью,
в «Оленёнке» -  каждый рад!


Юрах Наталия Владимировна,
заведующий МБДОУ д/с «Оленёнок»

10
10
1
1
2
2
4
4
8
8